"Анализ себя" (20 - 30 мин.)
Участникам предлагается сказать 2 -3 основные качества о себе, указать - что эти качества дают в жизни негативного, что - позитивного.
Я в моём мире" (30 - 40 мин.).
Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и увидеть себя в своем мире.
- Какой он?
- Как участник воспринимает себя в своём мире?
- Что чувствует?
- Какие слышит звуки?
- Что он хочет, ожидает от этого мира?
Описать свой мир, начиная со слов: "Мой мир - это ...".
Анализ себя (20 - 30 мин.).
Участников просят разделить лист на три колонки. В первой колонке участники пишу! всё то новое, необычное, то, чего раньше не было или не замечалось ими, что они наблюдают в себе в состоянии беременности. Вторая колонка - какое чувство вызывает каждое из указанных состояний. Третья колонка - что позитивного дает в настоящий момент (и в будущем) каждое из перечисленных состояний.
Релаксация "Соединение образов" (20 - 25 мин.)
Участники расслабляются и ведущий задаёт следующие темы:
увидеть себя в прошлом;
увидеть себя в будущем;
увидеть себя в настоящем;
соединить все эти образы в единое целое;
принять этот получившийся образ в себя.
Ресурсная релаксация (10-20 мин.).
Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.
Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.
Анализ жизненных сценариев и работа с ними.
Обозначение своего личностного пространства для повышения чувства защищённости.
План занятия:
1. Разминка (5-10 мин.)
Участникам предлагают найти эмоционально адекватные образы:
"Раздражённый человек - это человек, который..." "Радующийся человек - это человек, который ..." "Расслабленный, умиротворённый человек - это тот, кто..."
2. Упражнение "Надувная игрушка".
Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.
3. Анализ воспитания (20 - 30 мин.)
Участникам предлагается ответить себе на следующие вопросы:
Как вас воспитывали родители?
Кто больше принимал участие в вашем воспитании, кто из родителей не уделял вам внимания?
Что дало вам в жизни родительское воспитание, отношение к вам?
Что, по вашему мнению, вам родители недодали?
В чём есть лишь ваша заслуга, что вы такая? - Были бы вы такой, если бы не определенное поведение ваших родителей?
Охарактеризуйте одним словом тип родительского воспитания, который применялся по отношению к вам. Обсуждение понятий "самостоятельность", "ответственность".
4. Релаксация "Личное пространство" (20 - 30 мин.)
Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и мы побываем в воображаемом фантастическом путешествии.
Теперь, я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыть глаза. Ощутите, как спина прикасается к спинке стула, как ноги стоят на полу. Почувствуйте свои пальцы. Почувствуйте свое дыхание, какое оно, ваше дыхание, послушаете его. Так же вы можете почувствовать биение вашего сердца, это ваше сердце, ваше состояние, это вы сами. Почувствуйте себя.
Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это то, что я называю вашим личным пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому, что это только ваше пространство.
Итак, вы попали в свое пространство, оно только ваше. Всмотритесь в свой мир... Ни что он кажется похожим… Какой он?.. Какого он цвета?.. Рассмотрите хорошенько на все, что находится в вашем пространстве. Что там происходит?.. Походите там. Посмотрите все вокруг себя. Как вы чувствуете себя в этом вашем мире. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень?.. Чувствуете ли вы себя свободно или нет?... Насколько вам уютно?..
А теперь, когда вы хорошенько огляделись, все рассмотрели и почувствовали все, что с вами происходит, тихонько выгляните из вашего пространства. .. Что вокруг него, в том мире. который вне вашего пространства ?... Что там, за вашим пространством?... Что вы видите?.. Какой он, тот мир. который окружает ваше пространство?.. Может быть там кто-то находится, или никого нет. Какие предметы вас окружают, или может там пусто?.. Что вы чувствуете?.. Как тот мир относится к вам, когда вы находитесь в своем пространстве?.. Тепло там или холодно, светло или темно, радостно или грустно?.. Что там происходит, в том мире, который вне вашего пространства?..
И когда вы все хорошо разглядели, окажитесь снова только в своем, уже знакомом вам, пространстве...
Представьте, сколько места занимает ваше личное пространство в том мире, который вокруг вас?..
Через минуту, после того, как вы всё это представите, вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей общей комнате. Когда вы откроете глаза, я хотела бы, чтобы вы взяли бумагу, краски и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место и мир вокруг него. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. А если надо что-то сказать - говорите шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте?.. Как только почувствуете, что готовы, можете начинать.
Релаксация "Внутренний ребенок" (20 - 25 мин.)
Представьте, что вы чудесным образом оказались на острове. Это затерянный уголок земли, где никого нет, остров необитаем... Вокруг плещется ласковое море, залитое солнцем, и свежий ветер ласкает вас своим дыханием... Вы один… Вы идете по берегу и ощущаете, как прохлада ветра охватывает ваше тело и тело поддается ветру и начинает расслабляться... Вы ощущаете его свежесть и вдыхаете всю чистоту его веяния... Под ногами вы чувствуете теплый приятный песок, который дает отдых вашим ногам... И вот вы идете и вдалеке видите, что кто-то направляется в Вашу сторону... Этот человек подходит все ближе и ближе... Вы всматриваетесь в его лицо и отмечаете, что этот ребенок - вы сами... Вы подходите к этому ребенку... Он не знает, что вы - это его будущее... Может быть он растерян или рад встрече, или насторожен... Вы можете сказать этому ребенку слова приветствия, что-нибудь еще, чтобы он понял, что вы - близкий ему человек... Как вы думаете, как ему, тому ребенку, которого вы встретили, как он себя чувствует... что думает..., может он хочет чем -то поделиться с вами или в его глазах вопрос... Сейчас у вас есть возможность, может быть единственный раз в жизни, сказать ему что-то самое важное. Может это будет совет или напутствие, или слова поддержки, одобрения. Может быть вы ему скажете то, что даст ему, тому ребенку, силы в трудную минуту, что ему поможет выстоять в испытаниях... Скажите ему сейчас все, что вам хотелось бы...
Теперь вы можете провести с ним какое- то время на этом острове, может вам захочется посидеть рядом друг с другом, встретить вместе закат или восход солнца или насладиться теплым светлым днем...
А теперь обнимите этого ребенка, который вы сами, только маленький, позвольте ему слиться с вами и стать с вами единым целым... Позвольте ему пройти через вас, слиться с вами и остаться с вами навсегда...
"Опыт трёх поколений" (20 - 25 мин.)
Участникам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Что бы вам хотелось взять в качестве опыта из того, как вас воспитывали ваши родители?
Что бы не хотелось перенимать из отрицательного опыта?
- Какое влияние могут оказывать ваши родители и родители мужа на воспитание ребенка? Что с этим делать? Как этого можно реально избежать? Что для этого предпринять? Есть ли какие-то компромиссы?
Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)
... Вы замечаете, какой свежестью веет с моря и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.
Упражнение "Энергия звука"
Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.
"Формирование базовых навыков" (20 - 25 мин.)
I год жизни -- формирование доверия или уверенности; младенец воспринимает мир как безопасный. людей - заботливыми и надежными, осознает свое место в зависимости от качества получаемой им материнской заботы, то есть постоянства, тождества, адекватности переживаний. Мы это наблюдаем, когда малыш переносит отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. В ином случае, причиной кризиса будет ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею младенца. Появится страх, опасение за свое благополучие, подозрительность.
Ведущий предлагает участникам обсудить вопросы:
Как, с их точки зрения, у ребенка формируется доверие к миру, а как - недоверие? Что такое доверие?
Кому может доверять сам участник тренинга, почему?
Кто может помочь в формировании доверия?
Что для этого нужно делать, как себя вести, какие методы использовать?
Самостоятельность, добровольность, упрямство- Все эти качества формируются на 2 - 3 году жизни. 3 года - кризис "Я сам". Зависит от готовности родителей постепенно представлять детям свободу самим осуществлять контроль за своими действиями.
Как формировать самостоятельность в этом возрасте? Какое поведение родителя приведет к тому, что ребёнок будет упрямым?
4. Релаксация "Путешествие в неизвестность" (15 - 30 мин.)
Ведущий предлагает участникам образ "Водное пространство". Нужно представить любое водное пространство. Описать, что это, какое оно, где находится он сам, что чувствует, какие звуки слышит? Это пространство необходимо перейти, преодолеть каким-то образом. Как участник будет преодолевать это водное пространство? Затем отметить, с чем участник встретится, когда преодолеет это пространство?
5. Рисунок "Путешествие в неизвестность" (25 - 35 мин.)
Обсуждение рисунков Домашнее задание: Нарисовать герб семьи совместно со всеми членами семьи.
6. Обратная связь.
Упражнение "Сказка о себе" (25 - 30)
Ведущий предлагает вспомнить любую сказку, которая нравится участникам или которую просто вспомнили сейчас. Назвать эту сказку. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Кем бы вы были в этой сказке?
Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
Коротко рассказать сказку.
Какое окончание вы сделали бы у этой сказки.
Упражнение "Cлепой-поводырь"
Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.
Цель упражнения. Оно рождает много ассоциаций. Оно позволяетс на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.
Упражнение "Включение позитивной мотивации"
Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться; сосредоточиться на своих ощущениях.
Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной, творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?»
Через некоторое время (5-7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в группе результаты.
Упражнение "Эпитафия"
Цель игрового упражнения — повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.
Методика рассчитана на работу в круге. Кол и честно участников — от 8—10 до 15—20. Время проведения — от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Участники рассаживаются в круг и ведущий "загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу: "Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить при мерно такие надписи: " Сулейман Бабашидзе. Родился в 18 20 году, у мер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может спросить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах'? А с каким смыслом?". Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую ценность жизни данного человека". (Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с., где авторы разводят время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным смыслом. Авторами развивается также идея "событийного подхода" в планировании и оцени жизненных и профессиональных перспектив.)
2. Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то...— по типу "комсомольско-молодежной биографии"), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребятами-суперменами"...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...).
3. Ведущий называет первое событие, например, "наш герои окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры ненемало (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.
4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.
5. Ведущий предлагает всем ненемало подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...
6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).
7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы том игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного герои. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать смою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игрока оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание "еще разок попробовать”. Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие, потом сами заявляют, что "все это не похоже на правду — чушь какая-то (или "...мрак какой-то")...”. Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.
8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.
9. Не немало подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.
10. Можно даже предложить участникам "задание на дом”: "Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни”.
1 1. Если позволяет время, после завершения игры попросить игроков на отдельных листочках выписать 15—20 основных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки — определяет сам игрок), который так же окончил школу в настоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет, после чего внизу каждый должен просто написать, сколько же он прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выполняется большинством игроком очень серьезно и заинтересованно.
По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается" (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с иностранцем (реже с "новым русским”) и, почти всегда,— уезжает за границу (Европа—Америка); как ни удивительно, часто попрощается через некоторое время в Россию; далее очень просто — устраивается на работу, работает…; иногда — снова выходит замуж, создает семью; очень часто — появляются внуки; часто ближе к старости — пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарии примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом "открывают свое дело” и зарабатывают огромные деньги ("состояния”) Иногда случается, что главный герои получает богатое наследство, но часто его "проматывает”. Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окружении любящих родственников... Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие в типичных отношениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.
Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков. Особый такт надо проявлять при оценке качеств жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже ненемало подыграть участникам, самому, назвав больше психологических лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немала я часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь "чьей-то тенью").
Упражнение «Называем чувства»
Инструкция:
Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана.
Информация для ведущего:
Целью является обогащение словаря эмоций у участников. Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.
Обсуждение:
Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
Упражнение Волшебный базар
Цель: проигрывание внутри-личностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств. Для выполнения данного упражнения необходимы большие стандартные листы бумаги и маленькие (визитки, по 10 штук), фломастеры и булавки. Группа сидит по кругу.
Инструкция: ваши руководители жалуются на то, что вы себя плохо ведете и что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но мне кажется, каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны? Но как бы там не было, у всех есть такие качества, которые нам помогают или, наоборот, мешают жить. Поэтому сейчас будем играть в игру «Волшебный базар». Особенность этого базара состоит в том, что на нем торгуются и обмениваются человеческими качествами. Возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите «КУПЛЮ», ниже разборчиво, чтобы могли прочитать торговцы, напишите качества, которые вы хотите приобрести. Приколите этот лист бумаги на грудь. Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которые вы хотели бы продать или обменять на базаре.
Итак, мы на «волшебном базаре» Походите по рынку, присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны. Обязательно торгуйтесь, обменивайтесь двойным или тройным обменом, ищите варианты. Помните правило – нельзя просто отдавать качества, ничего не получив взамен. Игра прекращается, когда рынок самостоятельно «расходится», либо на усмотрение руководителя.
Обсуждение
Что понравилось? Что чувствовали, о чем думали? Что легко было делать, что трудно?
Упражнение ОЩУЩЕНИЯ
Цель: научиться внимательно, относиться к своим ощущениям.
Для осознания своих ощущений необходимо отложить все свои дела и попытаться понять, что Вы чувствуете в данный момент.
Закройте глаза и ощутите свое тело. Ответьте на следующие вопросы: Вы напряжены или сидите совершенно удобно? какова температура в комнате? Ваши руки и ноги теплы? что Вы слышите? ощущаете ли какие либо запахи? что чувствуете под пальцами рук? Постарайтесь использовать все Ваши чувства. Опишите свое настроение, как можно точнее.
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
·Чем пахнет слово «участвовать»?
Каково на ощупь число «семь»?
Какой вкус у голубого цвета?
Как выглядит идея свободы?
Какая форма у вторника?
Каков вкус радости?
Какого цвета печаль?
Какого цвета хорошее настроение?
Это упражнение можно использовать в разных ситуациях: в метро, в поликлинике, в автобусе, при отходе ко сну, в любое свободное время.
Упражнение Мое состояние
Цель: развитие умения анализировать и выражать чувства словами.
Чувства могут вызывать ассоциации. Чувства передают кратко и наглядно, что у нас на душе. Выполните следующее задание: попытайтесь почувствовать, что Вы ощущаете, начинаю фразу: «Я чувствую себя…»
-как выжатый лимон
-как отжатая тряпка
-как пятое колесо в телеге
-как в сказке
-как заказанная и не взятая вещь
-как после колесования
-как на седьмом небе
-как молодой бог…
Упражнение Цвет
Цель: развитие умения ассоциациировать свое эмоциональное состояние с цветом.
Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете Вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета)
Развитие умения с успехом преодолевать стресс.
Можете ли Вы при обдумывании причин вашего стресса установить, какие чувства Вас парализуют или вселяют в Вас неуверенность? Нет ли у вас тенденции к обобщению ( я этого никогда не могла! До таких требований я еще не доросла! Этого я не сделаю никогда в жизни!). Склонность придерживаться привычек иногда делает неясной цель и не учитывает возможных исключений из правил. Каждый, наверное, уже имел опыт, когда что-либо, никогда не получавшееся раньше, вдруг пошло как бы само собой. Воспринимать самого себя - еще не значит видеть только свои негативные стороны. Рассмотрите также Ваши успехи, вспомните о ситуациях, когда Вам что-либо, вопреки ожиданиям, удалось. Соберите все неожиданные успехи, все задания, с которыми Вы блестяще справились. Запишите эти успехи. Когда закончите перечень успехов, расслабьтесь, закройте глаза и по пытайтесь вспомнить чувства, которые тогда были у Вас. На этой надежной основе Вы сможете положительно интерпретировать проблемы, увидеть цели, шансы и возможные успехи.
мой сайт Счастье-это обращение внутрь
все мои видео в ютубе ЗДЕСЬ
В самом начале слово любовь связывается с внешними проявлениями,(мой
мужчина,моя женщина,мой дом,мой компьютер и т.д,а когда приходит
мудрость,любовь поселяется внутри и тогда ты становишься Светильником и
тебе не нужен Ток,ты сам становишься этим током,потому что нет
проводов,ты сам источник,Источник в Тебе а Ты в Нём.
Работаю как психолог-целитель
Работаю как психолог-целитель
Что могу предложить Вам со своей стороны
Индивидуальный подход к вам.Всегда постараюсь понять,"вжиться" в Вашу ситуацию и увидеть
всё так ,как видите Вы,понять всё так, как понимаете Вы.
всё так ,как видите Вы,понять всё так, как понимаете Вы.
Смотреть на мир Вашими глазами,через Вашу боль,Ваше страдание и вместе с Вами
прийти к гармонии и красоте внутри себя,увидеть причины породившие ситуации и порадоваться вместе с вами результату
который не заставит себя долго ждать.
прийти к гармонии и красоте внутри себя,увидеть причины породившие ситуации и порадоваться вместе с вами результату
который не заставит себя долго ждать.
Можно дать мои номера , кому то из Ваших знакомых или друзей Россия (Москва) Биллайн + 7 9636483533
Мегафон +7 9258571401
Украина тел в Харькове
Лайф +380633363824
МТС +380958915326
1.Работа на разных уровнях сознания,или с разными уровнями сознания (как вам,удобней ,для понимания). 2.Выявление деструктивных ПЖП (подсознательных жизненных программ)
3.Гармонизация отношений с собой,а также внутри семьи,внутри коллектива.
4.Использование в работе притч.примеров из жизни для наглядности и колоритности.
5.Коучинг,прописывание целей,а также разработка плана по переустройству Жизни,и отношени-я-(й)
6.Работа с субличностями (множественными "Я") подробнее
мои сайты
мой зелёный сайт
мой голубой сайт
Мегафон +7 9258571401
Украина тел в Харькове
Лайф +380633363824
МТС +380958915326
1.Работа на разных уровнях сознания,или с разными уровнями сознания (как вам,удобней ,для понимания). 2.Выявление деструктивных ПЖП (подсознательных жизненных программ)
3.Гармонизация отношений с собой,а также внутри семьи,внутри коллектива.
4.Использование в работе притч.примеров из жизни для наглядности и колоритности.
5.Коучинг,прописывание целей,а также разработка плана по переустройству Жизни,и отношени-я-(й)
6.Работа с субличностями (множественными "Я") подробнее
мои сайты
мой зелёный сайт
мой голубой сайт
и все мои видео в ютюбе ЗДЕСЬ
мой скайп Skype:
Найти меня в социальных сетяхВКОНТАКТЕОДНОКЛАССНИКИFacebookМОЙ МИР
Провожу психологические консультации
мой сайт Счастье-это обращение внутрь
мой цветочный сайтмой скайп Skype:
Найти меня в социальных сетяхВКОНТАКТЕОДНОКЛАССНИКИFacebookМОЙ МИР
Провожу психологические консультации
мой сайт Счастье-это обращение внутрь